Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего
образования по природоведению.
Программа рассчитана на 70 ч. в год (2 часа в
неделю) Программой предусмотрено проведение: контрольных работ- 2, практических
работ- 14.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения
природоведения на 2 ступени образования,
изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по природоведению.
В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у
обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и
ключевых компетенций:
- Освоение
знаний о многообразии объектов
и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; об изменениях
природной среды под воздействием человека.
- Овладение
начальными исследовательскими
умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их
результаты, формулировать выводы.
- Развитие
интереса к изучению природы,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения
познавательных задач.
- Воспитание
положительного
эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в
окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать
здоровый образ жизни.
- Применение полученных знаний и умений для решения
практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной
среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
В ней также заложены возможности предусмотренного
стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
·
Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных
закономерностей; выбор условий проведения наблюдений или опыта; использование
приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных
объектов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
·
Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в то числе в сети Internet);
использование дополнительной информации при решении учебных задач; работа с
текстами естественнонаучного характера.
·
Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики;
корректное ведение учебного диалога при работе в малых группах.
Принципы отбора основного и
дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на
различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также
с возрастными особенностями развития учащихся.
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего
мира различных методов (наблюдение,
измерение, опыт). Умение разделять процессы на этапы; выделение характерных
причинно-следственных связей.
Сравнение, сопоставление, классификация
объектов по одному или нескольким критериям.
Описание результатов лабораторных и
практических работ.
Информационно-коммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и
способность передавать содержание прослушанного теста. Владение монологической
речью. Создание письменных высказываний. Составление плана текста.
Использование знаковых систем (текст, таблица, схема).
Рефлексивная деятельность
Владение навыками контроля и самоконтроля.
Поиск и устранение причин возникших
трудностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде оценивание своей
деятельности с точки зрения нравственных, эстетических ценностей.
При изучении
курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, географией, физикой,
химией, астрономией, экологией.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом
образовательного учреждения в форме тестирования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Т.С.
Сухова. Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. -2-е изд., дораб.- М.:«Вентана-Граф»,
2012г.
а также методических пособий для
учителя:
Пакулова В. М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и
живая. 5 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа,
2002;
дополнительной
литературы для учителя:
Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт.
Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
дополнительная
литература для учащихся:
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По
страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост.
А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для
учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
Губанов И.А. Энциклопедия природы России.
Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред.
М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред.
М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
«Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией
Е.М. Ивановой, 2000 год;
«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией
М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.
|