№
урока
|
Тема урока
|
Практическая
работа
+ Т/Р
|
Тип урока
|
Элементы обязательного минимума образования
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
|
Оборудование урока
|
Д/З
§
|
Дата
|
Введение (3 урока)
|
|
1. (1)
|
География – наука о земной поверхности.
|
|
Ввод-ный
|
Развитие географических знаний о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.
|
Знать: предмет изучения географии.
Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.
|
Записи на доске, изображения природных объектов (рисунки, фотографии)
|
§1, запись в тетради
|
|
2. (2)
|
Развитие географических знаний о Земле.
|
К/К: нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана,
Х. Колумба
|
КБ, икт
|
Знать: основные этапы познания планеты
|
Рисунки атласа (с.1,3); схема на доске, портреты путешественников, кроссворд, презентация «Великие географические открытия»
|
§ 2, записи в тетради
|
|
3. (3)
|
Земля – планета Солнечной системы.
|
|
КБ
|
Глобус, схемы годового движения Земли и положения Земли в дни солнцестояния; таблица «Общие сведения о Земле», рис.4с.8 учебника
|
§3, зад.3 с.9 (в тетради), на с.3 атласа отметить Северный и Южный полюса, экватор и ось.
|
|
Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли (12 уроков)
Тема 1. План местности (6 уроков)
|
4. (1)
|
План местности. Условные знаки.
|
Чтение условных знаков
№1: Топографический диктант
Т/Р: Необитаемый остров в подарок. Рассказ с использованием УЗ (условных знаков).
|
НМ
|
Изображение поверхности земли на глобусе и карте.
План местности. Географическая карта.
Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического
изображения.
Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности.
Составление плана местности.
|
Знать: содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.
Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности.
|
Топографическая карта, рисунки атласа с.6,7
|
§4, усл. знаки, составить рассказ с использованием условных знаков
|
|
5. (2)
|
Масштаб. Измерение расстояний по плану.
|
Определение расстояний с помощью линейного масштаба
|
КБ, икт
|
Топографический план, рис.6 учебника, форзац учебника, задание на доске, презентация «Масштаб и план»
|
§5, зад.15 с.12, зад.6 с.14 (письменно в тетради)
|
|
6. (3)
|
Стороны горизонта. Ориентирование на местности.
|
№2: Работа с компасом по ориентированию.
Определение направлений и расстояний.
|
П
|
Глобус, компас, карточки с заданиями, рисунки в атласе, рис.7,8 учебника
|
§6, вопрос 3 с.16 (устно)
|
|
7. (4)
|
Изображение на плане неровностей земной поверхности.
|
Определение относительной и абсолютной высоты.
№3.: Измерение объектов относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями. (построение холма) (Т/Р для см/р)
|
КБ, икт
|
Нивелир, карточки для проверки домашнего задания, рисунки учебника на с.18,19,20, мультимедиа-программа
|
§7, опишите рельеф на плане с.Новинки (атлас с.9)
|
|
8. (5)
|
Съемка местности.
|
№4: Чтение плана местности, определение направлений, расстояний, абсолютной и относит. высоты. (устно)
|
НМ
|
Рисунки на доске, визирная линейка, компас, планшет, рисунки учебника № 13,14,15; «План-памятка»
Рисунки на доске, визирная линейка, компас, планшет, рисунки учебника № 13,14,15; «План-памятка»
|
§8(1)
§8(2,3);
4-7 повторить
|
|
9. (6)
|
Составление плана школьного двора.
(урок-практикум)
|
№5: Составление схематического плана школьного двора.
|
П
|
Тренога, планшет с компасом, визирная линейка, рулетка, пирамидки для пометок и реперов
|
Оформить план школьного двора
|
|
Тема 2. Географическая карта (6уроков)
|
10. (1)
|
Форма и размеры Земли.
Глобус- модель Земли.
|
|
НМ
|
Изображение поверхности земли на глобусе и карте.
План местности. Географическая карта.
Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения.
Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности.
|
Знать: форму и размеры Земли.
Уметь: определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор.
|
Глобусы; рисунок в атласе с.11, рисунок на доске
|
§9, вопр.4 с.25 (устно), в к/к (карта полушарий) указать меридиан, экватор, ось, СП, ЮП
|
|
11. (2)
|
Географические карты. Их значение в жизни человека.
|
|
КБ
|
Знать: определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт.
Уметь: определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки; определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;
владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.
|
Физическая карта полушарий; физическая карта России, политическая карта мира, экономическая России, рисунок атласа с.13, глобус
|
§10, вопрос 2 (устно), вопрос 6 (письменно)
|
|
12. (3)
|
Градусная сеть на глобусах и картах.
|
№6: Правила оформления к/к..
Обозначение на к/к материков и океанов, элементов градусной сети.
|
НМ
|
Карта полушарий, глобус, рисунок атласа с.12, физическая карта России, экономическая карта России. Политическая карта мира
|
§11, подготовиться к географическому диктанту по определениям § 3-11
|
|
13. (4)
|
Географические координаты.
|
№7: Определение геогр. координат точек и точек по геогр. координатам. Обозначение на к/к местоположения своего населенного пункта, направления и расстояния от своего нас. пункта до ближайшего моря, озера, реки
№8: Определение географических координат точек и точек по географическим координатам.
|
П
НМ
П, икт
|
Карта полушарий, глобус, физическая карта России.
Карта и атласы Воронежской области
Карта полушарий, глобус, физическая карта России, раздаточные листы с заданиями для практической работы, мультимедиа-программа
|
§12, 13, зад. 4 (на ¼ альбомного листа)
-
|
|
14. (5)
|
Изображение высот и глубин на физических картах.
|
№ 9: Определение по карте высот и глубин объектов.-
|
КБ
|
Физическая карта полушарий, глобус, карты атласа, записи на доске. Карта и атласы Воронежской области
|
§14; зад.2,3,4 (письменно в тетради)
|
|
15. (6)
|
Обобщение: План и карта.
|
№ 10: Характеристика карты своей местности
Т/Р: Сочинение: Как поспорили план и карта, кто из них важнее и нужнее?
|
ОКК
|
Контрольные тесты в 2 варианта. Карты атласа. Атлас Воронежской области
|
§15
сочинение
|
|
Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки. (40 уроков)
Тема 1. ЛИТОСФЕРА (7 уроков)
|
17. (1)
|
Земля и её строение.
|
|
НМ, икт
|
Литосфера, строение земной коры.
Геология.
Внутреннее строение Земли.
Состав земной коры.
Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.
Разнообразие форм рельефа. Главные формы рельефа.
Рельеф дна океанов.
Человек и земная кора.
|
Называть и показывать: основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте.
Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые. Объяснять: образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека. Описывать: горы, равнины земного шара по типовому плану.
Уметь: работать с контурной картой
|
Схема на доске, рисунки учебника, физическая карта полушарий, презентация «Строение земной коры»
|
§16; индивидуальные зад.: подготовить сообщения о горных породах и минералах
|
|
18. (2)
|
Горные породы и минералы, слагающие земную кору.
|
№11: Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам)
|
Урок- сказка с элементами П/Р
|
На доске плакат дворец «Литосфера», ключ. Раздаточный материал («Горные породы и минералы»), рисунки и фото учебника
|
§17, зад.5 с.44 (в тетради)
|
|
19. (3)
|
Движение земной коры. Землетрясения.
|
|
НМ
|
Картины, отображающие землетрясения, атлас с.27, таблица: «Крупные землетрясения»
|
§18,в к/к указать сейсмические пояса; подготовить сообщения: Гейзеры; Горячие источники
|
|
20. (4)
|
Вулканы. Горячие источники, гейзеры.
|
к/к – обозначение вулканов
|
КБ, икт
|
Физическая карта мира, рисунки и фото вулканов, гейзеров; таблица «Крупные извержения вулканов», презентация «Вулканы. Извержения вулканов»
|
§19, вопрос 4
|
|
21. (5)
|
Рельеф суши. Горы.
Равнины суши.
|
№ 12: Описание горной страны по типовому плану. к/к – горы, отдельные вершины
№13: Описание равнины по типовому плану
к/к – крупные равнины Изучение рельефа своей местности.
|
НМ
НМ
|
Тесты, физическая карта мира, геологическая карта мира, фото и рисунки гор.
Физическая карта мира, фото и рисунки равнин. Карта и атласы Воронежской области
|
§20, вопр. 3,5,8
§21, вопр.3,5,6
|
|
22. (6)
|
Рельеф дна Мирового океана.
|
№14: Описание рельефа дна океана по типовому плану.
|
НМ
|
Физическая карт а мира, геологическая карта мира, карта океанов
|
§22, вопр. 1-11 на с. 67-68
|
|
23.(7)
|
Контрольная работа по теме: «Литосфера»
|
|
ОКК
|
Тексты контрольной работы, контурные карты.
|
|
|
Тема 2. ГИДРОСФЕРА (7 уроков)
|
24. (1)
|
Гидросфера и ее части.
Мировой круговорот воды.
|
Т/Р: Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта.
(сочинение, отд. лист)
|
НМ, икт
|
Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.
|
Знать: состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.
Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины е происхождение. Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера.
|
Физическая карта России и полушарий, глобус, картины моря и океана, схемы учебника, презентация «Гидросфера – водная оболочка Земли»
|
§23, вопр.7 (письменно)
|
|
25(2)
|
Мировой океан и его части.
.
|
№15. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. (на К\К)
к/к – океаны, моря, острова, полуострова, проливы, заливы
№16: Характеристика карты океанов (устно)
к/к – основные течения
|
НМ, икт
КБ
НМ, икт
КБ
|
Физическая карта России и полушарий, глобус, таблица 4 с.73 (учебник), презентация «Мировой океан и его части»
Физическая карта полушарий, глобус
Рисунок «Ветровые волны», рисунки в учебнике, физическая карта полушарий; рисунки приливов и отливов, цунами, текст на доске, мультимедиа-программа
Карта океанов, физическая карта полушарий
|
§24, вопр. 3,
к/к
§25
§26
§27, выучить схему течений по карте океанов, §28 (самостоятельное изучение), повторить §23-27
|
|
26. (3)
|
Контрольная работа по теме: «Мировой океан»
|
|
ОКК
|
Тексты контрольных работ, распечатки контурной карты для каждого ученика
|
|
|
27. (4)
|
Воды суши. Подземные воды и их роль в жизни человека.
|
|
НМ с элем. беседы
|
|
Физическая карта России. Полушарий. Стакан, воронка, песок, глина
|
§29, учить определения
|
|
28. (5)
|
Река и ее части.
|
к/к – основные речные системы
№17: Характеристика реки по типовому плану. (ЛОК)
|
НМ, икт
П
|
Физическая карта полушарий и России, «схема речной системы», презентация-повторение «Источники пресной воды»
Физическая карта полушарий и России, фото и рисунки порогов, водопадов, равнинных и горных рек.
|
§30, к/к
знать определения
§30, определить координаты водопадов: Анхель, Ниагарски, Виктория
|
|
29. (6)
|
Озера.
Ледники.
Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы
|
№18: Характеристика озера по типовому плану. (ЛОС)
к/к – основные озера
к/к – каналы
|
П
И
КБ, икт
|
Физическая карта полушарий и России, фото и рисунки озёр
Физическая карта полушарий и России, фото и рисунки ледников, айсбергов
Физическая карта полушарий и России, изображения каналов, водохранилищ, прудов, мини-презентация «Обобщение: Вода на Земле»
|
§31, вопр.3 (письменно)к/к
§32, вопр.3 (письменно; подготовить сообщения (3 ученика)
§33,34
|
|
30. (7)
|
Контрольная работа по теме: «Воды суши»
|
|
ОКК
|
Тексты контрольной работы, контурные карты.
|
|
|
Тема 3. АТМОСФЕРА (9 уроков)
|
31. (1)
|
Атмосфера и ее строение.
|
|
НМ, икт
|
Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.
|
Называть и показывать: пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы).
Уметь объяснять: распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.
Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.
Описывать погоду и климат своей местности.
|
Глобус, колба, весы, спиртовка, презентация «Атмосфера Земли»
|
§35, провести опыт и записать в тетрадь результаты измерения темпер-ры в течении дня.
|
|
32. (2)
|
Температура воздуха.
Годовой ход температуры воздуха
|
№20: Составление графика температур. Определение средних температур
|
П
КБ
|
Демонстрационный термометр, рисунки учебника
Задание на доске, текст с пропущенными понятиями и знаками, карточки с графиками
|
§36, вопр.3 (письменно)
§37, вопр.4. послушать прогноз погоды по телевизору или радио. Обратить внимание на давление
|
|
33. (3)
|
Атмосферное давление.
|
|
НМ
|
Ртутный барометр, барометр-анероид, стакан с водой, воронка
|
§38, ответить на вопросы в конце параграфа устно
|
|
34. (4)
|
Ветер.
|
№21: Построение «розы ветров»
|
И, икт
|
Свеча, папиросная бумага, таблицы: «Типы ветров», «Постоянные ветры», схемы «Бризы», «Циклоны», презентация «Ветер»
|
§39, подготовить сообщения об урагане и смерче
|
|
35. (5)
|
Водяной пар и облака.
|
Определение степени облачности, формы облаков
|
КБ
|
Картины облаков, текст игры «Узнай слово», «Роза ветров»
|
§40
|
|
36.(6)
|
Атмосферные осадки.
|
№22: Построение диаграммы осадков. (ЛОС)
|
П
|
Физическая карта полушарий; карты атласа, картины облаков, рисунки типов осадков, роза ветров
|
§41, описать t0 С, кол-во осадков, направлений ветра территорий: Вост.-Евр. равнины, Амазонс. низм., пуст.Виктория
|
|
37. (7)
|
Погода.
Климат.
|
№23: Построение диаграммы типов погод. (ЛОС)
№24: Описание наблюдаемой погоды и климата своей местности
|
П
П
|
Физическая карта России и полушарий, календарь погоды, тексты на партах учащихся. Карта и атласы Воронежской области
Физическая карта России и полушарий, текст на доске для проверки д/з, Карта и атласы Воронежской области
|
§42, подготовить сообщения об уникальных явлениях погоды
§43,вопр.4 (письменно), инд.зад.: подготовить мини-сообщения: «Причины изменения климата», «Воздействия человека на климат»
|
|
38. (8)
|
Распределение солнечного света и тепла на Земле.
Климатообразующие факторы.
|
|
НМ
НМ
|
|
Карточки с заданиями, карты из атласа «Климатическая карта Евразии», «Климатическая карта мира»
Физическая карта полушарий, карты атласа, табл. В атласе: «Фенологические сроки наступления времён года», кроссворд «Атмосфера»
|
§44,повторить основные понятия §36,38,39,41
§45, подготовиться к контрольной работе по теме: «Атмосфера»
|
|
39. (9)
|
Контрольная работа по теме: «Атмосфера».
|
|
ОКК
|
Тексты контрольной работы
|
|
|
Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле. БИОСФЕРА. ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДЫ (4 урока)
|
40. (1)
|
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Биосфера.
|
|
КБ, икт
|
Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь меду ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
|
Знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.
Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры. Объяснять: воздействие организмов на земные оболочки, понятие «природный комплекс», взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах.
|
Таблица «Разнообразие живого», карта «Растения и животные мира», таблица «Высотная поясность», презентация «Биосфера»
|
§46, вопр.4 с.145 (письменно)
|
|
41. (2)
|
Природные зоны Земли.
|
Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
|
НМ, икт
|
Рисунки «растения и животные сообществ», карты: Природные зоны Земли, Климатическая карта мира, Карта растительности и животного мира, Почвенная карта мира. Карта и атласы Воронежской области, презентация «Растения и животные Воронежской области»
|
§47
|
|
42. (3)
|
Организмы в Мировом океане.
|
|
НМ
|
Текст с вопросами для проверки д/з, рисунки организмов в мировом океане, карта «Мировой океан»
|
§48
|
|
43. (4)
|
Воздействие организмов на земные оболочки.
Природный комплекс.
|
№25: Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.
|
НМ
НМ
|
Схема на доске, карта «Физическая карта полушарий», «Растительный и животный мир Земли»
Тест «Биосфера», схема «Природный комплекс», карта полушарий
|
§49, подготовиться к тестированию по теме «Биосфера»
§50, вопр.4 (письменно в тетради)
|
|
Раздел 3. Население Земли (4 урока)
|
44. (1)
|
Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли.
|
|
НМ
|
Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы.
|
Знать: численность населения Земли, основные расы. Уметь: приводить примеры крупнейших городов мира (3-4), крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.
|
Карты «Физическая карта мира», «Численность и плотность населения», Карта и атласы Воронежской области, таблицы для д/з
|
§51,52; выполнить задания к таблице «Государства и столицы мира»
|
|
45. (2)
|
Основные типы населенных пунктов.
|
|
НМ
|
Схема «Типы населенных пунктов», «Политическая карта мира»
|
§53
|
|
46.(3)
|
Человек-часть биосферы. Охрана природы.
|
№27: Описание ГП страны
|
П, икт
|
Презентация «Что мы оставим нашим потомкам?..»
|
§54, подготовиться к контрольной работе по теме: Население Земли
|
|
47. (4)
|
Контрольная работа по теме: Население Земли.
|
|
ОКК
|
|
|
|
Раздел 4 . Влияние природы на жизнь и здоровье человека (1 урок)
|
48. (1)
|
Стихийные природные явления
|
|
НМ, икт
|
|
|
Физическая карта мира, презентация «Стихии природы», кроссворд
|
§55, повторить
|
|
Раздел 5 . Повторение и обобщение основных знаний курса «Физическая география» (2 урока)
|
49-50. (1)
|
Обобщение знаний по курсу «Физическая география»
|
|
Урок-игра
|
|
Знать: влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.
Называть меры по охране природы.
|
Физическая карта полушарий, карточки с заданиями.
|
Подготовиться к итоговому тестированию по курсу «Физическая география»
|
|
51-52. (2)
|
Итоговый урок .Резерв
|
|
ОКК
|
Тексты с тестовыми заданиями
|
|
|