Цель Проекта — содействие снижению смертности жителей Воронежской области и повышению продолжительности жизни путем реализации комплексных мер за счет стимулирования ранней обращаемости за медицинской помощью, формирования здорового образа жизни и ответственного отношения граждан к своему здоровью.
Задачи Проекта:
- Целенаправленное комплексное воздействие на причины преждевременной смертности населения и формирование культуры долгожительства.
- Изменение поведения граждан через активизацию их мотивации в отношении сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни.
- Инициирование своевременного обращения граждан в учреждения здравоохранения: для профилактических осмотров; при первых симптомах заболеваний; при острых состояниях, когда фактор времени играет решающую роль в спасении жизни человека.
- Разрушение ложных стереотипов о здоровье, здравоохранении, долголетии и формирование у граждан продуктивных установок на управление собственным здоровьем.
- Формирование общественного дискурса на тему активного отношения к здоровью и долголетию.
- Формирование нового подхода к оздоровлению общества через вовлечение граждан в процесс самообразования по теме Проекта.
- Формирование культуры здорового образа жизни и активного долголетия.
Актуальность Проекта. Воронежская область — лидер во многих сферах жизни и деятельности, входит в первую десятку среди регионов страны. Однако, по индикатору «уровень смертности населения» находится в числе неблагополучных. Смертность по области составляет 1564 на 100 тыс. чел. и превышает средние показатели по России (1331) и ЦФО (1393). Средняя продолжительность жизни жителей Воронежской области составляет 70,8 года (2012 г.), что ниже, чем в других развитых регионах страны. В числе основных сдерживающих факторов, как и во всей России, стоят поздняя обращаемость граждан за медицинской помощью, а также недостаточная мотивация и ответственность граждан за сохранение собственного здоровья. Особенно фактор позднего обращения граждан за медицинской помощью актуален при заболеваниях, являющихся основными причинами смертности (инфаркты, инсульты, инфекционные, онкологические заболевания). Несмотря на позитивные преобразования в здравоохранении Воронежской области в течение 2011—2013 гг. (в т. ч. укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, создание сети сосудистых центров, сети травматологических центров для пострадавших в ДТП, реализацию программ по формированию здорового образа жизни и диспансеризации взрослых и детей и др.), демографические показатели на территории области остаются неудовлетворительными. Проект направлен на активное побуждение населения к управлению своим здоровьем.
Проект представляет собой комплекс мероприятий с населением Воронежской области (организованным и неорганизованным), направленных на повышение заботы граждан о сохранении здоровья. Проект предусматривает межведомственное взаимодействие всех заинтересованных структур власти, бизнес-сообщества, общественных организаций и иных граждан и организаций, которые оказывают (могут оказывать) влияние на факторы продолжительности жизни населения. План-график мероприятий разрабатывается на этапе планирования Проекта, в ходе его реализации дополняется и корректируется с учетом вовлечения новых участников, эффективности проводимых мероприятий.
Целевая аудитория Проекта — население Воронежской области, в том числе: дети; подростки; молодежь; граждане трудоспособного возраста; пенсионеры.
Концепция областного межведомственного
проекта «Живи долго!»
1. Название: Областной межведомственный проект «Живи долго!» (далее — Проект).
2. Время проведения: январь — до настоящего времени.
3. Цели и задачи Проекта:
Цель Проекта — содействие снижению смертности жителей Воронежской области и повышению продолжительности жизни путем реализации комплексных мер за счет стимулирования ранней обращаемости за медицинской помощью, формирования здорового образа жизни и ответственного отношения граждан к своему здоровью.
Задачи Проекта:
- Целенаправленное комплексное воздействие на причины преждевременной смертности населения и формирование культуры долгожительства.
- Изменение поведения граждан через активизацию их мотивации в отношении сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни.
- Инициирование своевременного обращения граждан в учреждения здравоохранения: для профилактических осмотров; при первых симптомах заболеваний; при острых состояниях, когда фактор времени играет решающую роль в спасении жизни человека.
- Разрушение ложных стереотипов о здоровье, здравоохранении, долголетии и формирование у граждан продуктивных установок на управление собственным здоровьем.
- Формирование общественного дискурса на тему активного отношения к здоровью и долголетию.
- Формирование нового подхода к оздоровлению общества через вовлечение граждан в процесс самообразования по теме Проекта.
- Формирование культуры здорового образа жизни и активного долголетия.
4. Актуальность Проекта
Воронежская область — лидер во многих сферах жизни и деятельности, входит в первую десятку среди регионов страны. Однако, по индикатору «уровень смертности населения» находится в числе неблагополучных. Смертность по области составляет 1564 на 100 тыс. чел. и превышает средние показатели по России (1331) и ЦФО (1393). Средняя продолжительность жизни жителей Воронежской области составляет 70,8 года (2012 г.), что ниже, чем в других развитых регионах страны.
В числе основных сдерживающих факторов, как и во всей России, стоят поздняя обращаемость граждан за медицинской помощью, а также недостаточная мотивация и ответственность граждан за сохранение собственного здоровья.
Особенно фактор позднего обращения граждан за медицинской помощью актуален при заболеваниях, являющихся основными причинами смертности (инфаркты, инсульты, инфекционные, онкологические заболевания).
Несмотря на позитивные преобразования в здравоохранении Воронежской области в течение 2011—2013 гг. (в т. ч. укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, создание сети сосудистых центров, сети травматологических центров для пострадавших в ДТП, реализацию программ по формированию здорового образа жизни и диспансеризации взрослых и детей и др.), демографические показатели на территории области остаются неудовлетворительными.
Проект направлен на активное побуждение населения к управлению своим здоровьем.
5. Участники Проекта:
- департамент здравоохранения Воронежской области;
- департамент экономического развития Воронежской области;
- департамент науки, образования и молодежной политики Воронежской области;
- департамент социальной защиты Воронежской области;
- департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области;
- департамент промышленности и транспорта Воронежской области;
- департамент по развитию муниципальных образований Воронежской области;
- департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области;
- департамент связи и массовых коммуникаций Воронежской области;
- управление по взаимодействию со СМИ и административной работе правительства Воронежской области;
- департамент физической культуры и спорта Воронежской области;
- городская администрация городского округа город Воронеж;
- органы местного самоуправления районов Воронежской области;
- некоммерческие организации и объединения региона;
- коммерческие организации;
- СМИ (областные, городские, районные; пресса, телевидение, радио, интернет);
- профессиональное сообщество (мед. учреждения ДЗ ВО и коллеги из других регионов);
- образовательные и медицинские учреждения.
6. Описание Проекта
6.1. Содержание Проекта
Проект представляет собой комплекс мероприятий с населением Воронежской области (организованным и неорганизованным), направленных на повышение заботы граждан о сохранении здоровья.
Проект предусматривает межведомственное взаимодействие всех заинтересованных структур власти, бизнес-сообщества, общественных организаций и иных граждан и организаций, которые оказывают (могут оказывать) влияние на факторы продолжительности жизни населения.
План-график мероприятий разрабатывается на этапе планирования Проекта, в ходе его реализации дополняется и корректируется с учетом вовлечения новых участников, эффективности проводимых мероприятий.
Целевая аудитория Проекта — население Воронежской области, в том числе:
- дети;
- подростки;
- молодёжь;
- граждане трудоспособного возраста;
- пенсионеры.
6.2. Этапы реализации Проекта:
1 этап — «Исследование» — октябрь—декабрь 2013 г.
Исследования по теме Проекта. Разработка концепции.
2 этап — «Планирование» — январь 2014 г.
Разработка и утверждение плана Проекта.
3 этап — «Реализация» — февраль — декабрь 2014 г.
Реализации плана-графика мероприятий Проекта.
Промежуточная оценка результатов — 1 раз в 2 месяца.
4 этап — «Оценка результатов Проекта» — январь 2015 г.
По решению оргкомитета Проекта принято решение о его продлении на текущий год.
6.3. Основные направления (подпроекты) Проекта:
- «Донести до каждого»
Масштабное информирование и просвещение населения по вопросам активного долголетия через СМИ, СМК, Интернет.
Распространение просветительской полиграфической продукции.
Проведение лекций по темам Проекта в массовых аудиториях.
Встречи с долгожителями с целью распространения опыта управления здоровьем и увеличения продолжительности жизни.
- «Обратись вовремя!»
Разъяснительные мероприятия с населением о необходимости своевременного обращения за медицинской помощью при появлении симптомов заболеваний.
Стимулирование граждан на регулярное посещение медицинских организаций с профилактической целью, проведения диспансеризации.
Проведение акций с населением по выявлению факторов риска и первых признаков заболеваний (в торгово-развлекательных центрах, в крупных организациях, на предприятиях, ВУЗах и др. массовых местах).
- «Здоровое поколение»
Образовательные программы для детей, родителей, педагогов по теме активного долголетия и формированию ЗОЖ.
Организация в детских коллективах праздников, викторин, иных мероприятий по теме Проекта.
Проведение в детских дошкольных учреждениях, школах, вузах, конкурсов на лучшие фото о семьях, ведущих здоровый образ жизни.
- «Двигаться — значит жить!»
Мероприятия по вовлечению граждан в занятия физической культурой и спортом, посещения общедоступных спортивных объектов.
Распространение рекламных сертификатов на бесплатное посещение спортивных клубов, залов, бассейнов и др.
Коллективные занятия физической культурой и спортом.
Проведение масштабных физкультурных акций.
- «Питайся на здоровье!»
Информирование населения о принципах правильного питания и его роли в сохранении здоровья и продлении жизни.
Проведение дегустаций продуктов здорового питания, соревнований и конкурсов между организациями общественного питания.
Мастер-классы поваров ресторанов и кафе для населения по приготовлению блюд здорового питания.
- «Инфаркту и инсульту — нет!»
Проведение широкомасштабных просветительских мероприятий и акций по раннему выявлению сердечно-сосудистых заболеваний.
Организация наличия и доступного использования приборов для измерения артериального давления в общественных местах, в организациях и на предприятиях различных сфер деятельности.
- «У природы нет плохой погоды»
Проведение просветительских мероприятий и акций по профилактике стрессов.
Тематические семинары, школы и мастер-классы, массовые акции «Антистресс».
- Конкурс «Территория здоровья»
Серия мероприятий различного характера (просветительских, профилактических, спортивных, развлекательных и др.) в организациях, учреждениях, на предприятиях Воронежской области.
Конкурсы идей и проектов, на лучшую территорию здоровья между учреждениями различных сфер, муниципалитетами, СМИ, ВУЗами и др.
- Медиа-сопровождение мероприятий Проекта
Программы на радио и телевидении, публикации в прессе.
Сообщения в сети Интернет.
Проведение встреч в редакциях СМИ.
Конкурс для СМИ на лучшее освещение тем здоровья и долголетия.
6.4. Основные виды мероприятий Проекта:
- акции с населением (медицинские, спортивные, культурные и т.п.);
- размещение информации в СМИ;
- распространение печатной продукции;
- информирование населения через родственников (в том числе детей), друзей, работодателей;
- «Субботники здоровья»;
- конкурсы и соревнования по тематике Проекта;
- праздники здоровья в рабочих и учебных коллективах.
6.5. Коммуникационная стратегия Проекта
Проект представляет собой комплекс мероприятий, направленных на информирование граждан о том, каковы причины ранних смертей и что может сделать сам гражданин, чтобы сохранить свое здоровье и предотвратить преждевременную смерть. Эти ключевые посылы тесно увязаны с тематикой формирования здорового образа жизни через акцентирование внимания людей на причинно-следственных связях нездорового поведения и болезней.
Для ключевых и целевых аудиторий проекта с учетом уровня развития и потребностей каждой аудитории предусмотрен индивидуальный механизм информирования и вовлечения в проект, включающий в себя систему специальных мероприятий. Для каждой гендерно-возрастной группы — свои послания в зависимости от факторов нездоровья и причин ранней смертности.
Проект выстроен таким образом, что все события и мероприятия (акции для населения, конкурсы для лечебных учреждений и корпоративных участников, фестивали, субботники здоровья, смс-рассылка о здоровье и долголетии) имеют универсальный характер и могут быть продолжены по истечении срока реализации Проекта. Таким образом, работу по формированию новых принципов отношения к здоровью у воронежцев можно сделать непрерывной.
Для успешной реализации Проекта необходимо тесное межведомственное взаимодействие — партнерство органов власти всех уровней, общественных, коммерческих и некоммерческих организаций, представителей духовенства. Такой подход позволит вовлечь максимальное количество людей в мероприятия Проекта и будет способствовать укреплению социальной ответственности в бизнес-сообществе и государственных структурах.
Также необходимо вовлечение в проект представителей экспертного сообщества из различных сфер деятельности, общественности, СМИ, что важно для обеспечения позитивного восприятия обществом его результатов, а также обеспечения спонсорского финансирования проекта.
7. Принципы реализации Проекта:
7.1. Системный подход на всех этапах проекта.
7.2. Межведомственное взаимодействие органов власти всех уровней, организаций, предприятий и сообществ различных отраслей и ведомств.
7.3. Использование наиболее эффективных и малозатратных PR-средств.
7.4. Многоуровневый и межсекторальный подход к формированию здорового образа жизни и профилактики заболеваний с учетом потребностей жителей Воронежской области в целом, а также отдельных социальных групп.
7.5. Сочетание общих мероприятий по формированию здорового образа жизни среди населения с профилактическими мероприятиями для конкретных аудиторий.
7.6. Финансовая прозрачность проекта.
7.7. Использование результатов научных исследований при разработке и реализации Проекта.
Инструменты в реализации Проекта:
- создание системы прямых контактов с представителями ключевых аудиторий;
- использование Интернет-ресурсов, в том числе механизмов обратной связи и анализа промежуточных результатов с целью оперативной коррекции проекта;
- использование социальных сетей с целью вовлечения в проект как можно большего количества участников;
- создание дискуссионных онлайн и оффлайн-площадок.
8. Источники финансирования Проекта:
- средства подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» Государственной программы «Развитие здравоохранения Воронежской области до 2020 года»;
- средства областного и муниципальных бюджетов, предусмотренные на проведение мероприятий по теме Проекта в рамках целевых программ;
- средства грантов;
- средства спонсоров и партнеров проекта;
- средства учреждений и организаций — участников проекта;
- иные источники финансирования в пределах действующего законодательства.
9. Показатели эффективности Проекта:
9.1. Целевые показатели эффективности:
- увеличение посещаемости гражданами государственных учреждений здравоохранения с профилактической целью и целью диспансеризации;
- снижение преждевременной смертности населения Воронежской области от основных причин;
- увеличение продолжительности жизни населения Воронежской области.
9.2. Коммуникационные показатели эффективности:
- положительная динамика упоминаний вопросов по теме проекта в СМИ;
- позитивные изменения тональности упоминаний по темам Проекта в сообщениях СМИ;
- повышение количества значимых упоминаний в СМИ;
- повышение уровня цитирования (тиражирования) ключевых тезисов по теме проекта в СМИ, экспертами, другими аудиториями;
- положительные изменения результатов социологических опросов целевых аудиторий по теме Проекта (опрос в начале и в конце проекта).
|