Формирование мировоззрения человека – одна из главных задач воспитания. Во многом представления человека об окружающем мире, о его собственной природе зависят от полноценности процесса школьного обучения. Одна из важнейших задач развивающего обучения - активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них навыков самостоятельной работы. У школьников необходимо сформировать умения самостоятельно мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить в них желание узнавать новое, проявлять творческую инициативу.
Развитию познавательного интереса учащихся способствуют нестандартные игровые уроки. Игра как феномен культуры всегда занимала важное место в деятельности человека. Учителю часто приходится сталкиваться с нежеланием, неготовностью детей участвовать в трудных, «слишком взрослых» видах коллективной работы, игра является одним из методов пробуждения интереса к другим видам деятельности, она выступает здесь как способ оформления познания, труда, самообразования. « У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять - советовал А.С.Макаренко.- Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь».
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?
Итак, какие мы, родители? Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда.
Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
Если ребенок предлагает вам свою помощь, примите ли вы её, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем –либо своего ребенка?
Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа «У меня нет времени» или «Подождите, пока я закончу работу»?
В наши дни родителями быть дорого и трудно. Объясняется такое положение материальными проблемами семьи в современном обществе. Главный вопрос, стоящий перед ними:
- как прожить;
- во что одеть и обуть детей;
- как их выучить и вылечить.
Всё это увеличивает напряжение в семье, конфликты между мужем и женой напрямую сказываются на детях: их воспитании, развитии, организации досуга, развлечений и т.д. Материальные неурядицы вызывают изменения в системе нравственных ценностей, этических норм.
При объяснении понятия «семья» толковые словари выделяют такие её признаки, как общность быта, взаимная помощь и моральная ответственность.
Мы с детства воспитаны на том, что семья – это опора, крепость, начало начал. Известно влияние родительского дома на благополучие семейной жизни детей.
Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй: счастлив тот, кто счастлив в своём доме.
Ушакова Н.В. применяет в свей работе проектно – исследовательскую образовательную технологию позволяющую осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся.
Исследовательскую работу с детьми она начинает в 5 классе. Своих учеников и их родителей знакомит с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов. Учитель не навязывала детям темы исследований. Сначала они вместе выполняли коллективные проекты, затемпереходили к групповым и индивидуальным
Умение решать проблемы необходимо для самостоятельной познавательной деятельности. Это умение предполагает также и умение использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного обучения. Поэтому метод учебного проекта дает возможность вооружить ученика способами, приемами такой деятельности, то есть научить его учиться.
С первого года своей работы убеждаюсь, что учитель творит настоящее чудо. Именно от учителя в большей степени зависит, каким будет будущее страны. Поэтому эпиграфом своей концепции я взяла слова американского философа Ральфа Эмерсона «Истинный показатель цивилизации не уровень богатств, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного страной»
Поэтому я считаю, что нравственное воспитание это основа – стержень воспитательного процесса. И моя главная задача дать своим ученикам не только прочные знания. Но и воспитать хороших людей, сберечь души свих питомцев для добра и света. А значит главная воспитательная задача – воспитание нравственных черт личности: доброты, способности сочувствовать, понимать, нести действительное добро, быть ответственными. Основополагающими принципами моей работы можно считать следующие:
Не навреди. Этот принцип соединяет в себе нравственные законы и правила. И его соблюдение служит добру, так как совпадает с положительным знаком нравственности и способствует развитию нравственного контроля
Спокойно реагируй на все - ведь нарушение правил общения вызывает цепную реакцию неблагополучия. А эта реакция отнюдь не способствует формированию положительных нравственных качеств.
Не отходи от поставленной задачи. Любое начатое дело доводи до логического завершения.
В своей работе использую золотое правило нравственности «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе» Это правило приемлемо ко всем участникам воспитательного процесса.
Для достижения поставленных задач в работе использую такие способы воздействия как:
- личный пример – моя профессиональная и гражданская ответственность, умение выстроить отношения с разными людьми.
- поиск идеалов – как образцов для подражания
- опора на семью
- совместное решение нравственных задач – любые затруднения, которые возникают решаются совместными усилиями семьи, учителей и учащихся.
И, конечно же, моя глубокая убежденность в хороших качествах каждого человека. В каждом есть что-то хорошее, и моя задача это увидеть и развить далее.
Результатом концепции моей работы должны стать такие отличные качества, как чувство коллективизма, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов. И, как мне кажется, я иду по правильному пути, так как вижу как каждый день мои подопечные взрослеют правильно, с большим уважением относятся друг к другу и к окружающим их людям!