Тема
урока: «Конституция России: история и современность».
Тип урока: урок изучения нового материала», посвященный дню Конституции.
Цели урока:
продолжить формирование понятия «Конституция»; проследить исторический путь развития
конституционного строя в России;
расширить знания о символике России;
формировать у учащихся чувства патриотизма, уважения к стране, ее истории.
Оборудование: компьютер, проектор, Конституция РФ, фоно запись гимна,
иллюстрации гербов.
В ходе урока могут быть выведены слайды:
I. Развитие конституционного строя
1. Середина XIX в. – первый проект Конституции России (не был реализован).
2. 17 октября 1905 г. – Манифест «Об усовершенствовании государственного
порядка», даровал гражданские права и свободы, а также Государственную думу.
3. 1918 г., 1924 г., 1936 г., 1977 г. – советские Конституции.
4. 12 декабря 1993 г. – первая демократическая Конституция в истории России.
II. История российского герба
1497 г. – впервые были объединены всадник и двуглавый орел.
XVI-XVII вв. – процесс формирования государственного герба (у орла появляется
корона, разворачиваются крылья, удлиняется шея).
Конец XVII в. – окончательно утвердился тип российского герба (в лапах орла
появляются скипетр и держава).
Февраль 1917 г. – с орла исчезают корона, скипетр и держава.
1924 г. появление герба СССР (до 1991 г.).
8 декабря 2000 г. – утверждение современного герба России.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Слово учителя с применением слайдов.
3. Работа с Конституцией РФ (учащимся заранее предлагается познакомиться с
отдельными главами Конституции на сайте www.constitution.ru)
4. Сообщения учащихся об истории гимна и флага.
5. Подведение итогов.
1. Обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация
2. Учитель. «Конституция» в переводе с латинского означает «устройство»,
«постановление». Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь
развития конституционного строя в России. С середины XIX в. начинается
медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот
процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его
правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать
стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был
реализован). Россия XIX в. Не была еще готова к переходу от царского
самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была
установить Конституция. В годы правления Александра III развитие
конституционного строя было остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к
Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора,
НиколаяII. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест «Об
усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны
гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти –
Государственную думу. Из предыдущих уроков вы знаете, что в октябре 1917 г.
произошел октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти. В
1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой
еще три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. Все советские Конституции в основном
выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное
ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия
были отброшены назад, деформированы. Положение в стране меняется после путча
в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные
преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции
могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был
разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12
декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.о. была принята 1-ая
демократическая Конституция в истории России (при каком президенте была
принята Конституция?).
Конституция РФ достаточно сложный и большой документ: он состоит из 2-х
разделов, в 1-м разделе 9 глав, 137 статей, 2-й – 9 положений. Т.к.
Конституция принималась не на один или два года, то предусмотрено для
дальнейшего совершенствования Конституции в нее вносят поправки, дополнения,
изменения – это глава 9, которая так и называется «Конституционные поправки и
пересмотр Конституции».
3. Знакомство с отдельными главами
Необходимо отметить, что Конституция – это основной закон страны, все
принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на Конституцию и не
могут ей противоречить. Перед Конституцией России стоит три задачи:
Закрепить и гарантировать права человека.
Упорядочить государственную власть.
Утвердить правосудие.
Первая задача означает, что в Конституции должна быть закреплена и
гарантирована вся совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и
гражданина, признанных мировым сообществом.
Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также
беспрепятственное действие на всей территории России. В стране не должны
издаваться законы, которые могли бы отменить, изменить или ограничить эти
права. Все это и будет служить гарантией ненарушаемости личного достоинства и
свободы человека.
Эта задача решена в главе 2.
Выполнение второй задачи требует такой организации власти, когда полностью
исключается ее сосредоточение в одних руках. Для этого должно быть
использовано ни в чем не превзойденное «изобретение» человечества – принцип
разделения властей.
Третья задача требует такой организации «третьей власти», которая сможет
утвердить торжество правосудия в России. А чтобы правосудие смогло выполнить
свою задачу, оно должно стать независимой и сильной властью, способной
защитить права человека.
Следующая наша цель расширить сведения о государственной символике. Поставить
пред учащимся задачу – в конце урока сформулировать выводы о значимости
государственных символов.
Герб имеет несколько элементов, основной элемент – щит (показать герб РФ).
Теперь разберем изображение на щите, оно состоит из 2-х фигур – двуглавого
орла и всадника с копьем. (Назовите, при каком русском правители появился
двуглавый орел?) Именно при Иване III впервые были объединены двуглавый орел
и всадник, который предстал в образе св. Георгия Победоносца. На протяжении
XVI-XVII вв. шел процесс формирования государственного герба. К концу XVIIв.
Окончательно утверждается тип российского герба – на груди орла – всадник,
св. Георгий Победоносец. С приходом к власти Временного правительства в
феврале 1917 г., с орла были сняты короны, убраны скипетр и держава. (Как вы
думаете почему?) С приходом большевиков к власти в октябре 1917 г. меняется
герб, он должен был подчеркнуть радикальные изменения в государстве. Основа
герба – серп и молот (почему?) – союз рабочих и крестьян; земной шар и
восходящее солнце (подумайте почему?) – наступление новой жизни; колосья,
обвитые лентой – единство советских республик. Советский герб просуществовал
до 1991г., однако только к 2000 г. завершается геральдическая эпопея, когда 8
декабря Дума окончательно утвердила новый герб. Современный герб олицетворяет
силу, мощь, независимость, единство Российского государства.
Кроме герба, какие вы еще знаете государственные символы?
4. Сообщения учащихся об истории гимна и флага
5. Подведение итогов.
– Государственные символы России должен знать каждый, ведь это история и
традиции нашей страны. И наша с вами задача защищать и беречь наследие
России. Сегодня вы сделали свои первые шаги в изучении Конституции Отечества.
Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к
Конституции страны
|